Бизнес и финансы

10 вещей, которые надо сделать во Флоренции

Прошлогодние впечатления от Флоренции оказались какими-то незавершёнными и поэтому неправильными. А если у меня не складывается впечатление о городе, еду искать его, это потерянное впечатление …

Только у нас гид по флоренции на русском по выгодным ценам.

1. Отправиться к Санта-Марии-дель-Фьори. Восхищаться третьим собором в мире по величине (хотя Миланский Дуомо оспаривает), обойти вокруг и фотографировать частями. В каждом углу пьяцца искать место, откуда Дуомо поместится на фотографии целиком, включая колокольню Джотто. Конечно, все говорят, что это невозможно! Но мало ли, что говорят, а вдруг именно у вас получится! В общем, он в любом случае этого стоит – Дуомо Санта-Мария-дель-Фьори. Сравнить южный (чистый) и северный (в копоти) фасады. Уставшие бороться с этим флорентинцы решили запретить здесь движение транспорта и пустить трамвай. Всё равно, если пойдёте внутрь собора, вас ожидает очередь вдоль северного фасада (слева от главного), а очередь идёт быстро. Обойти вокруг надо ещё и потому, чтобы рассмотреть купол Брунеллески (диаметр 42 метра) и сравнить с римским Пантеоном. Если Пантеон поставить высоко на барабан, как раз и получится купол Брунеллески.

Повосхищались? Отлично! А теперь зайти внутрь собора. И стоять, вообще ничего не понимая. Первая мысль, которая приходит в голову: «Чистенько, но бедненько». Ответ, что такой и должна быть флорентийская готика, не принимается. Есть же сиенский Дуомо или Дуомо в Орвието. Ладно, переварили, уходить не спешим. Смотрим на часы, идущие в обратную сторону (на стене главного входа), пробудем определить время. На безрыбье … и купол, расписанный Джорджо Вазари на тему Страшного суда, красив. И ещё единственная фреска на стене, изображающая Данте Алигьери. Фреска слева и больше похожа на картину. На ней Данте в красном одеянии изображен между адом и раем (рай – это Флоренция, конечно). Представляем себе, как здесь устраивались чтения «Божественной комедии». Скажем, стоит перед фреской Джованни Боккаччо и читает наизусть Данте. Смешные они, флорентинцы! Сначала изгнали поэта из Флоренции, а после его смерти – и чтения устраивать начали, и памятник поставили, и гробницу соорудили в Санта-Кроче. Но Равенна, где Данте прожил последние годы и умер, вовсе не горит желанием отдать прах великого флорентинца: «Кто не смог оценить его при жизни, тот не оценит и после смерти». Вот так-то! Говорят, у каждого флорентинца дома на прикроватной тумбочке лежит томик «Божественной комедии», и неважно, что он ни разу её не открыл. А что лежит у вас на этой тумбочке? Ладно, парадоксы парадоксами, но из Дуомо можно уже и выйти.

2. Выйдя, подняться куда-нибудь – хоть на купол Дуомо, хоть на колокольню Джотто (6 евро). Смотря что вы хотите увидеть сверху – колокольню или собственно купол. Подниматься придётся везде пешком, но на колокольню легче и быстрее. А там – город как на ладони, сплошные красные черепичные крыши, купола и башни, только вот улочки теряются, слишком узкие. Прямо перед тобой гигантский купол Дуомо во всей краснокирпичной красоте. Хорош! Но смотрим дальше. Надо же, кое-где во Флоренции даже есть небольшие сады, но они частные, и с улиц не видно. Вон Санта-Кроче, а впереди – башня XIII века и готическая колокольня, что на углу пьяцца San Firenze. Узнаваемая башня палаццо Веккьо, за ней Арно и прочее, прочее, прочее.

3. Теперь логично отправиться на пьяцца Синьории. Посмотреть, как постепенно впереди возникает башня палаццо Веккьо, как она приближается и доминирует над всем вокруг. Идти, заглядывая в узкие улочки, и, наконец, выйти на саму площадь. Готическое палаццо Веккьо – место, где прошли все страницы истории Флоренции. Помните, как из его окна Ганнибал Лектор выбросил тело комиссара в «Молчании ягнят-2»? Очень эффектное зрелище! Ах, как кричали туристы на пьяцца! Нам ничего такого не предложили, и вообще там музей. На пьяцца Синьории интересны только скульптуры Лоджии деи Ланци, что справа. Практически все они, во-первых, подлинники, в отличие от стоящего у палаццо Давида Микеланджело, во-вторых, прекрасны, в отличие от уродливого фонтана Нептуна или несимпатичных Геракла с побеждённым Какусом там же. Попробуйте заглянуть за него, увидите профиль, что с закрытыми глазами вырезал Микеланджело. В Лоджии – «Похищение сабинянок» Джамболонья и «Персей» Бенвенуто Челлини, древнеримский лев и древнегреческий Аякс с телом Патрокла. И главное, здесь галерея Уффици. Между палаццо Веккьо и Лоджией деи Ланци.

4. Флорентийское чудо из чудес – это галерея Уффици. Обязательно надо идти, несмотря на очередь (галерея Питти также хороша, но в целом значительно проигрывает Уффици). Здесь всё – от переворота Джотто в живописи и первых шагов Возрождения до его торжества и не только в Италии. Зал Боттичелли, где со всех картин смотрит его муза – сеньора Веспуччи (вдова брата Америго и любовница герцога Медичи). Автопортрет Рафаэля и его «Мадонна с младенцем Иисусом и младенцем Иоанном» (будущим Крестителем), что само по себе просто быть не могло. Первый ангел Леонардо да Винчи на картине Верроккьо и его же набросок «Поклонения волхвов». Единственная картина Микеланджело (вся остальная живопись – фрески, да и те в Риме, в Сикстинской капелле), где даже «Мадонна Дони» мускулиста и больше похожа на юношу. Потрясающее закатное небо на портрете Элеоноры Гонзаго Тициана. Но Джорджоне и Тинторетто, почти весь Лукас Кранах и Дюрер, увы, на реставрации (а кому интересно смотреть на копии?). Выйти из галереи Уффици через два часа и понять – в следующий раз, когда Лукас Кранах и Дюрер вернутся на свои места, надо приехать вновь. Выбрать открытки для альбома (из того, что сам сфотографировать не можешь, например, Дуомо с вертолёта, наконец-то весь, или закатная Флоренция с крыш), пройти на набережную Арно и почувствовать себя счастливым человеком!

5. Погулять по узким улицам между пьяцца Дуомо и пьяцца Синьории с неожиданными поворотами и разнокаменными домами. Флоренция – каменный город, в центре которого не видно ни деревьев, ни цветов – они скрываются во дворах или по другую сторону реки Арно. Набрести на псевдо-дом Данте Алигьери и настоящую уже церковь, где он встретил Беатриче. Так называемый «дом Данте» был построен в ХХ веке и не совсем на том месте, где поэт жил. Выйти на пьяцца San Firenze и удивлённо рассматривать царящее здесь смешение архитектурных стилей. В правом углу средневековое здание с башней XIII века (бывшая тюрьма, а ныне – музей скульптуры эпохи Возрождения, в окнах первого этажа даже видны некоторые из них). Через улицу (против часовой стрелки) – готическая башня, за ней по периметру площади – типичное палаццо Возрождения. В этом палаццо жил Леонардо да Винчи, здесь начал «Джоконду». Но флорентинцы, наверное, мало ценили гения, если он принял приглашение французского короля Франциска I и уехал. Наконец, на площади здание в стиле барокко, а их всего-то семь во Флоренции. Но барокко органично в Риме, и совсем не в стиле Флоренции. Обязательно потеряться на этих улочках и гулять, угадывая стили и века постройки зданий.

6. Вернуться на пьяцца Синьории и попробовать самый лучший шоколад (угловой дом по диагонали от галереи Уффици), а потом пойти к Понте Веккьо. Любоваться (не мостом) золотыми украшениями в витринах, а лучше купить себе что-нибудь себе на память о Флоренции, чтобы потом вспоминать о золотом солнце Тосканы. Со второго раза после перерыва (сначала глаза разбегаются от обилия драгоценностей, такое вы вряд ли увидите где-то ещё, выбор сделать нереально) желаемое кольцо было найдено!

7. Найти на одной из улочек маленькую тратторию casalinga (домашняя кухня) и там съесть что-нибудь флорентийское, то есть «alla fiorentina». Нет, не бифштекс по-флорентийски (пробовали, знаем, больше не заказываем), в этот раз курица с грибами и всякими приправами (очень вкусно) под домашнее тосканское вино. И обязательно местное мороженое.

8. Дойти до Нового рынка и быстро найти фонтан Кабанчик, который здесь ласково называют поросёнком. Потереть его блестящее рыльце, продолжая традицию уже не одного поколения, положить в пасть монетку и, загадав желание, смотреть, как она упадёт под решётку. Кому – исполнение желания, кому – постоянный доход. Не жалко.

9. Добраться до пьяццале Микеланджело, где розовый сад и ещё одна копия Давида. По пути не раз вспомнить Джузеппе Поджи, что придумал вьющуюся вдоль холма дорогу до пьяццале (по прямой было бы раз в десять быстрее). Там отдышаться и опять смотреть на красные черепичные крыши, купола и башни правого берега Арно. А потом возвращаться к Санта-Кроче, понимая, что надо прибавить шаг, чтобы успеть уехать на своём автобусе, а не искать вокзал и не возвращаться поездом, хотя это в два раза быстрее. Дефицит времени – главная беда, если ты приехал с группой на один день.

10. Купить кьянти во Флоренции, но ни в коем случае не в плетёной бутылке, а с правильной надписью и знаком. И распить на четверых пять бутылок вина по возвращении в Рим на ступенях Испанской лестницы. Мы в Италии! Это уже само по себе праздник!

И знать, совершенно не понимая почему, что я приеду во Флоренцию ещё не один раз. Чтобы гулять по вечернему городу, глядя, как окрашиваются в розовый и красный цвет дома. Чтобы обойти Флоренцию левого берега Арно и смотреть с пьяццале Микеланджело, как садится солнце за крыши и купола.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *